[ Скачать с сервера (1018.5 Kb) ] | 09.04.2010, 16:31 |
«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма»(по творчеству А.С. Пушкина)Учитель. Сегодня мы проводим урок "Что за прелесть эти сказки!”, посвященный творчеству А.С.Пушкина (сообщаются цели урока), одни сказки на уроке прозвучат целиком, из других – отрывки, цитаты, какие-то элементы. Ведь на одном уроке невозможно прочитать и проанализировать все сказки этого писателя. В чем же заключается прелесть сказок А.С.Пушкина? Попробуем доставить себе радость от общения с русским гением. Сегодня мы вспомним, когда сказка начала проникать в литературу, узнаем об истории создания некоторых сказок Пушкина, 1-й ведущий. Литературная история русской сказки начинается только во 2 половине XVIII века. До этого времени она хранилась в памяти народной, как и песни, былины, пословицы. 2-й ведущий. "Басни баять”, "сказки сказывать небывалые” запрещалось древнерусскими проповедниками и указами правительства. Сказку считали недостойной записи. 1-й ведущий. Но для всего населения России сказка была любима. Несмотря на запреты, ее рассказывали на протяжении веков, передавали от поколения поколению, любили в равной степени в крестьянской избе и в барских хоромах. 2-й ведущий. Искусство рассказывать сказки ценилось на Руси высоко. Имена двух сказочниц вошли в историю русской литературы – это ключница Пелагея из семьи Аксаковых и няня Пушкина Арина Родионовна. 1-й ведущий. Прочитать сказку русские люди впервые смогли в сборниках, которые выходили в 1780–90-х годах. Эти сборники носили заглавия "русских”, "славянских”, "древних” сказок. Сказка начала проникать в литературу. 2-й ведущий. Русские писатели конца 18 века откликнулись на возросший интерес к этому жанру. Сказки писали Сумароков, Дмитриев, Марков, Жуковский, Державин, Даль и даже Екатерина II. 1-й ведущий. Летом 1831 года в Царском Селе проходило своеобразное поэтическое соревнование: А.С.Пушкин и В.А. Жуковский решили написать по сказке в народном духе. Так появилась "Сказка о царе Салтане” и "Сказка о царе Берендее”. Само же соревнование обернулось литературным спором, в который оказались втянуты многие современники. Победителем в этом соревновании вышел А.С.Пушкин Учитель. А теперь проведем викторину "Сказки А.С.Пушкина”, которая поможет мне проверить ваши знания. (Можно составить кроссворд.) 1. Человек, подаривший
царю птицу? (Мудрец) 2-й ведущий. Обращаясь к народной сказке, Пушкин нашел свой собственный метод работы с нею. Создавая сказку, он свободно выбирал сюжет, детали, мотивы из разных источников – русских и иностранных. 1-й ведущий. Ребята, знаете ли вы, как появилась "Сказка о рыбаке и
рыбке”? 2-й ведущий. Пушкинская же сказка близка к европейской традиции, всего более – к варианту, изложенному в сборнике братьев Гримм. Заранее подготовленный ученик рассказывает сказку братьев Гримм о рыбе камбале. Учитель. А теперь мы посмотрим кукольный спектакль, который называется "Сказка о рыбаке и рыбке” (идет представление, сказка в сокращении). 1-й ведущий. Ребята, какая сказка вам больше понравилась? Нравится ли вам конец сказки Пушкина? Справедливо ли наказана старуха? Почему? 2-й
ведущий. Чем похожи эти сказки?
В чем их отличие? 1-й ведущий. Из всех пушкинских сказок на устную традицию целиком опирается только "Сказка о попе и о работнике его Балде”. Она вся из устной поэзии. Источником для поэта были сборники Кирши Данилова и Чулкова, переводы гриммовских сказок, сказки 1001 ночи, записи народных сказок. 2-й ведущий. Ребята, все вы хорошо знаете "Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях”. Какие сказки, очень похожие на эту сказку Пушкина, вы знаете? (Жуковский "Спящая царевна”, Ш. Перро "Спящая красавица”, Дисней "Белоснежка и семь гномов”) 1-й ведущий. Давайте вспомним эту сказку, чтецы нам в этом помогут. (Чтение наизусть отрывка из этой сказки, например, обращение Елисея к Месяцу, Ветру) 2-й ведущий. Знаете ли вы, что у Пушкина есть еще одна сказка, о которой мы сегодня не говорили? Это незаконченная "Сказка о Медведихе”. К ней Пушкин обращался на протяжении нескольких лет. Чтение сказки учителем. 1-й ведущий. Как бы вы закончили эту сказку на месте Александра Сергеевича? Пофантазируйте! Учитель проводит конкурс "Из каких сказок эти предметы”? Необходимо назвать сказку, привести цитату. · Зеркальце (Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи...) · Корыто (Не умел ты взять выкупа с рыбки! Хоть бы взял ты с нее корыто…) · Медвежья шуба (Вот тебе, жена, подарочек, что медвежия шуба в 50 рублев...) · Бочка (Туча по морю идет, бочка по морю плывет.) · Спица (Посади ты эту птицу, - молвил он царю, - на спицу...) · Яблоко (Вот за то тебе, лови! И к царице наливное, молодое, золотое, прямо яблочко летит…) · Орешки (Белка песенки поет, да орешки все грызет…) 1-й ведущий. А теперь, ребята, назовите сказку, из которой взяты эти слова. - Царь с царицею
простился, - Видишь, там
сивая кобыла? - Стала кликать
малых детушек, - Мать и сын
теперь на воле; - Сказка ложь, да
в ней намек! - Это эпиграф к уроку. Ребята, в чем смысл этих строк? На что намекает сказка? Какой урок она преподносит? Приведите примеры. Свой ответ аргументируйте. Заключительное слово учителя. Вот и подошел к концу наш урок. Наверное, мы не только вспомнили сказки Пушкина, но и открыли для себя что-то новое. "Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма”. Мир пушкинских сказок – это мир чудес, тайн. Уже полтора столетия критики трудятся над разгадкой, и работы еще очень много. Чем же так привлекают нас сказки этого писателя? Прежде всего, необычностью сюжетов, яркостью красок, простотой слога, напевностью стиха и большим нравоучительным смыслом. Когда мы перечитываем сказки А.С.Пушкина, мы становимся немного счастливее, благодарим автора за то, что он оставил эти сказки с нами навсегда. Домашнее задание: подготовить иллюстрации по сказкам Пушкина2 урок Викторина по сказкам А.С. Пушкина (см. презентацию) | |
| |
Просмотров: 6700 | Загрузок: 369 | Комментарии: 9 | |
Всего комментариев: 8 | |||||||||
| |||||||||